Стереотипы поведения
Зміст
Стереотипы поведения – это поведенческие штампы, упрощённые стандарты поведения, шаблонное, порой искажённое представление о ценностях, идеалах, моральных нормах, людях. В некоторой мере данный феномен является базисом существования социума, накопленный опыт поколений, способствующий ориентированию в бытие. Часто стереотипное поведение оправдано и необходимо, поскольку люди, существуя в социуме, должны адекватно себя вести, например, не вредить окружающим людям, уступать место в транспорте пожилым лицам, заботиться об отпрысках. Именно такое поведение одобряется обществом. Человек не выделяется из толпы таких же граждан, не создаёт неудобств системе. Помимо того стереотипное мышление способствует формированию автоматизма действий, делает возможным мгновенное корректное реагирование на типичную ситуацию в условиях недостатка времени или информации.
Как возникают
Стереотипами именуется привычное отношение индивида к определённому явлению, сформировавшееся из-за влияния социальных обстоятельств и предыдущего опыта.
Они относятся к мыслительным процессам и поведенческому паттерну человека. Рассматриваемое понятие подразумевает собой закреплённую мыслительную конструкцию, машинальное интеллектуальное реагирование на что-либо. Оценки и суждения порождаются именно стереотипами, которые обусловлены тем, что человек воспринимает.
Шаблоны поведения в большинстве случаев определяют человеческие суждения, оценивание происходящего и отношение к окружающей реальности. Именно благодаря таким стандартам человек знает, что нужно делать в той либо иной ситуации, кто прав, какие поступки причисляются к категории хороших, а какие к плохим. Однако знание ещё не означает, что так оно будет в реальности.
Стереотипы поведения личности считаются продуктом естественных психологических процессов, неизбежно приводящих к их выработке и сохранению.
Формирование стереотипов поведения основывается, прежде всего, на личном опыте индивидов и установленных определённым социумом нормах. Разные общности, такие как нация или профессиональная группа производят шаблоны, устойчивые трактовки определённых явлений, привычные объяснения вещей. Стереотипизация представляет собой значимый и необходимый механизм социального познания мироздания. Он способствует быстрой и до определённой степени достаточно надёжной классификации, упрощению понимания социального окружения субъекта. Стереотипизация позволяет делать людей и ситуации более понятными и предсказуемыми.
Установки и стереотипы поведения также выполняют некоторые когнитивные функции, например, функцию упрощения, схематизации, выработки и сохранения группового мировоззрения.
Таким образом, шаблонность поведенческого реагирования представляет собой стандартную поведенческую модель, возникающую в определённых обстоятельствах. Основывается такая модель на опыте, порождённом прошлыми схожими обстоятельствами или обстановкой. Стереотипы поведения также можно назвать привычками, возникающими в условиях, когда человек не пытается проанализировать ситуацию для принятия какого-либо решения, а действует автоматически, руководствуясь прошлом опытом. Это свидетельствует о тесной связи шаблонов с рефлексами. Можно даже заключить, что поведенческие стереотипы являются вариациями условного рефлекса.
Проще говоря, социальные установки и стереотипы поведения являются желанием всё классифицировать, категоризировать, схематизировать и обобщить собственный и сторонний опыт, а также представления. Важный элемент стереотипного поведения – это оценочная составляющая. Установки считаются более простой формой стереотипов. Чаще всего шаблоны, установки и предрассудки формирует человеческое окружение.
Таким образом, шаблонами называется то, что делает человеческую жизнь проще и более предсказуемой.
На стадии раннего созревания социальные установки и стандарты полезны, поскольку упрощают мыслительную деятельность – нужно меньше временного ресурса и энергии для раздумий над чем-либо.
Однако в дальнейшем они несут вред, так как превращают мышление индивидов в шаблонное, лишённое креативности. Это препятствует дальнейшему развитию человека и достижению им успешности.
Стереотипы поведения в общении
Человека на протяжении всего его существования окружают другие индивиды. Он постоянно пребывает в коммуникативном взаимодействии с социумом. Стандарты характеризуются устойчивостью, передаваясь от поколения к поколению. Поэтому часто они воспринимаются в качестве данности, реальности, биологического факта.
Стереотипы поведения в коммуникациях подразделяются на две группы: поверхностные шаблоны и глубинные.
Под поверхностными предрассудками подразумеваются представления о народе, что определяется международной или исторической ситуацией, а также внутриполитическими условиями. Такие шаблоны исчезают или изменяются в зависимости от происходящих событий, условий, влияющих на формирование мировоззрения у большинства граждан и стабильности социума.
Глубинные стандарты характеризуются устойчивостью, они неизменны в течение определённого временного интервала.
Социальные стереотипы поведения порой выступают в роли негативных факторов, препятствующих, адекватному, неискажённому взаимопониманию. При этом они препятствуют общению двояко. Поскольку смысл передающейся информации может быть искажён отправителем вследствие воздействия его стереотипа или получателем послания.
Таким образом, стереотипы представляют собой константное, зачастую упрощённое суждение относительно окружения или обстоятельств. Нередко он позволяет оценивать людей в соответствии с ассоциациями.
Причин возникновения стереотипов поведения во взаимодействии много. Но, как правило, результатом срабатывания защитной реакции, вырабатываемой мозгом для предохранения от переизбытка информации, объём которой постоянно увеличивается, становится сложившийся стереотип поведения в коммуникациях. При отсутствии такого механизма защиты, подсознание бы запуталось от бесконечного вытеснения оценочных представлений.
Стереотипы поведения людей являются составляющей частью общественной культуры. Они вырабатываются на основе:
– возраста, например, стереотипы поведения пожилых, выражаемые в отношении к ним и негативных суждениях (все пожилые лица одинокие, немощные, бедные, страдают слабоумием);
– гендера (все мужчины хотят от противоположного пола только интим, все блондинки дуры, красивые женщины легкомысленны, женщинам от мужчин нужны только деньги);
– расы (корейцы, китайцы, японцы между собой внешностью не отличаются);
– религии (все последователи ислама террористы);
– национальности (евреи все скупердяи).
Следует отметить, что шаблон всегда предоставляет информацию в максимально упрощённой и понятной форме, что нередко приводит к дезориентации людей, если информация расходится с действительностью.
Примеры
Случается так, что разнообразные предрассудки, социальные установки управляют коллективным восприятием и разумом отдельных индивидов. Они бывают локальными и глобальными, однако всегда представляют собой иллюзию, далеко не всегда являющуюся истиной.
При этом стереотипизация всё же является необходимым механизмом, без которого социуму было бы сложно существовать. Она помогает мозгу прослеживать важные закономерности. Важные стереотипы поведения примеры имеют такие: зимой холодно, огонь обжигает, дождь может намочить. Владея этой информацией, человеку нет необходимости, постоянно убеждаться на практике в своих гипотезах.
Однако существует множество стереотипов, препятствующих нормальному существованию человека, его развитию, успешности. Следования поведенческим стереотипам, навязанным извне, приводит к искажению реальности.
Среди примеров популярных шаблонов, навязанных социумом, можно выделить следующие:
– мужчины никогда не плачут;
– женщина добиться успешности самостоятельно без «блата» не может;
– женщина на корабле – быть беде;
– качество продукции обусловлено стоимостью, чем выше цена, тем качественнее товар;
– все дочери Евы мечтают о замужестве или о принце на белом коне;
– мужчины полигамны, а женщины по природе моногамны;
– все цыгане мошенники;
– мужчины должны зарабатывать больше, нежели их супруги;
– все мужья изменщики;
– место женщины на кухне;
– блондинка за рулём, словно макака с гранатой;
– все мужчины хотят сына;
– все белорусы любят картофель;
– послушные малыши – хорошие дети.
Стереотипы встречаются не только в обыденной сфере, но также и в профессиональной области, например, юрист, должен разбираться в любой области законодательства, врач – уметь лечить любые заболевания независимо от профиля деятельности, а психологи – читать мысли.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
- Врачи пересмотрели рекомендации по физической активности
- Вакцинация: есть ли отличия в прививочных календарях?
- В США усомнились в коллективном иммунитете
- Результативный способ локального применения эфирных масел при дорсопатиях
- Ученые предложили новый подход к лечению хронической боли
- Аппараты пассивной реабилитации суставов ORMED FLEX