Ритуализм
Зміст
Ритуализм – это специфический поведенческий паттерн личности, акцентирующий значимость и необходимость самого действа как церемониала, на фоне обесценивания того смысла, который стоит за таким актом. Подобная крайность ритуального акта таит в себе негативную составляющую, поскольку содержит бездушность, автоматизм, бессознательность, отсутствие эмоционального компонента в отношении проводимого церемониала. Ритуализм это в социологии вариация адаптивного поведения, предполагающая быструю социальную мобильность, одобрение и использование необходимых институциональных механизмов наряду с отвержением целей общества в связи с неспособностью их достигнуть.
Что это такое
Под ритуалом подразумевается шаблонный устойчивый порядок действий, характеризующийся церемониальностью. Считается формальным актом, другими словами смыслы и значимость, придаваемые ритуальной процедуре, в реальности не являются ценностями и не обладают смыслами для человека, совершающего ритуал. Отсюда фраза «это лишь ритуал для него» подразумевает либо лицемерие и игру человека, либо несоответствие его внешней поведенческой модели и внутренней составляющей, какой она должна выражаться в действиях. Проще говоря, понятие «ритуал» в обыденной речи характеризуется негативным окрасом.
Правота подобного отношения отражается в повседневном поведенческом паттерне людей. Огромная часть повседневного взаимодействия людей характеризуется церемониальностью именно в негативном значении термина. Г.Зиммель немецкий социолог в своих трудах заключил, что значительная часть обыденного бытия человека скомпонована актами-ритуалами незначительно либо абсолютно несвязанных с сутью забот и волнений.
Наличествующие повседневные взаимодействия всегда церемониальны в различной степени. Чем образованнее, цивилизованнее человек, более существенную роль в бытие его играют ритуальные акты. Так, например, такт является феноменом ритуализации обыденности. Тактичный субъект реплику о личных невзгодах не вставит, даже при её остроте для него и важности. И на подобную неуместную фразу собеседника он также не отреагирует.
Отсюда негативный окрас, приписываемый ритуальным актам не всегда закономерен. При этом отделить негативную составляющую от позитивного компонента в ритуале достаточно сложно. Именно из негативного истолкования явления «ритуал» возник термин ритуализм.
Описываемый феномен трактуется в трёх направлениях: во-первых, он считается принципом межличностных обыденных взаимодействий, во-вторых, является вариацией адаптивного поведения и, в-третьих, является ценностной характеристикой групп либо отдельных индивидов.
Ритуализм это в обществознании определение дано Р. Мертоном, который трактовал анализируемое понятие в качестве вариации индивидуального приспособления, когда субъект отвергает социально обусловленные цели вследствие неспособности их воплощения наряду с выполнением институциональных правил, предназначенных для реализации таких целей.
Ритуализм Мертона
Игнорирование целей определённой культуры на фоне согласия (часто доведённого до бессмыслицы) использовать социально санкционированные средства – это тип поведения ритуализм, являющийся одним из пяти типов приспособительного отклоняющегося поведения, предложенных Р. Мертоном.
Рассматриваемая вариация адаптации социальной проблемой в целом не является, поскольку, по сути, представляет собой решение человека, а внешние его проявления пусть и не предпочтительные в данной культуре, но институционально разрешены. «Последователи» ритуализма могут судить, основываясь на господствующих приоритетах культуры, либо «сожалеть о них».
Сложно судить насколько описываемый тип является отклоняющимся поведенческим паттерном. Он скорее представляет собой отход от культурного стандарта, предписывающего обязательность инициативного стремления вверх по общественной «лестнице», желательно придерживаясь институциональных правил.
Поэтому можно ожидать, что анализируемая вариация адаптации будет достаточно распространённым явлением в социуме, в котором положение людей в большей мере обусловлено их достижениями. Постоянная конкурентная конфронтация порождает острое беспокойство людей в отношении их статуса. Одним из средств снижения такого беспокойства считается неизменное понижение уровня притязаний. Тревога провоцирует действия строго в границах установленного порядка.
Внутреннюю философию социального ритуализма выражают такие высказывания: «Я доволен всем», «Я стремлюсь не высовываться», «Не намечайте высоких задач – не будет развенчания надежд». Подобные установки пропитаны мыслями, что глобальные притязания порождают опасность и разочарование, а незначительные – ублаготворение и гармонию. Подобная установка присуща рабочему классу в периоды массового увольнения, реорганизации, перемен, когда опасаясь сокращения, замораживают продуктивность труда на установленном, не убавляющемся и не растущем уровне».
Таким образом, ритуализм – это такой вариант адаптации человека, когда он стремится оградиться от опасностей и избежать неудач путём нивелирования ключевых культурных целей, следования любому гарантирующему безопасность однообразному режиму и институциональным правилам.
Примеры
Сами по себе ритуалы родом из глубокой древности. У животного мира они считаются инстинктивным поведением, а гомо сапиенс – большинство ритуалов насаждается культурой. Человек впитывает при помощи них модель поведения в определённых условиях.
Описываемый термин подразумевает регулярное соблюдение норм и следование правилам, являющимся традиционными по характеру и происхождению, однако давно уже не отвечают ценностям и требованиям реального существования. Соблюдение такого рода ритуалов может провоцироваться различными факторами: интересами «верхушки» власти, закостенелостью существующей системы институций и соответствующих организаций, отсутствием глобальных импульсов к трансформации сложившейся нормативного устройства.
Не существует ритуальных действий, совсем не соответствующих передающимся в них ценностям. Вырабатывание ценностей исторически формируется именно в существующих церемониалах, а всякий антиритуализм неминуемо приводит к свержению основополагающих ценностей, скрывающихся за ритуальными актами, ради иных новых культурных смыслов.
Помимо того ритуальные действия являют собой строго реализуемую и коллективно управляемую последовательность операций. Они ничего материального не порождают, а проводят переработку символов, приводя лишь к символическому видоизменению условия.
Ритуализм примеры из жизни можно наблюдать при изменении семейного положения. Поскольку любое решение, директива либо разрешение, обретаемое посредством обращения в бюрократические структуры, модифицирует обстоятельства лишь символически (проставленная в отделе регистрации актов гражданского состояния печать в документе, предназначенном для удостоверения личности).
Индивид, следующий рассматриваемому варианту социальной адаптации, даже при наличии абсолютной уверенности, что ему никогда не достичь успешности и не подняться на более высокую иерархическую ступеньку в организации, ощущает себя защищённым, поскольку следует определённым рутинным действиям, необходимым для достижения благополучия. Само такое ритуальное соответствие официально принятой модели институций предохраняет человека от тревоги и следующими за ней нервными всплесками, которые порождаются неудачными попытками реализации цели.
Так, например, ведёт себя служащий, фанатично преданный работе, напуганный увольнением и выполняющий с особым рвением бюрократические процедуры, строго следуя абсолютно всем инструкциям. При этом он не понимает, с какой целью это делается.
Таким образом, большинство церемониалов индивиды черпают из социума, где они обитают. Многие ритуализмы порождены государством. По прошествии часть религиозных церемоний превращаются в ритуализмы. Внедрение ритуализма несёт опасность, как психологическому состоянию молодого поколения, так и взрослым лицам. Они ведут к эмоциональной кастрации и дезориентации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»