Предложен новый способ лечения кишечной инфекции, вызванной Campylobacter

Исследователи выявили у бактерий рода Campylobacter новый сенсорный белок, который позволяет этим микроорганизмам находить подходящие клетки-хозяева. Результаты работы были опубликованы в журнале Science Signaling.

Бактерии Campylobacter являются одной из наиболее распространенных причин острых кишечных инфекций,  способствуя развитию энтерита и других желудочно-кишечных расстройств. Ежегодно около 1% населения западных стран заражается Campylobacter jejuni, наиболее распространенным видом данной бактерии, патогенной для человека. Кампилобактер обитает в организме многих животных. Заражение происходит при употреблении недостаточно термически обработанного мяса или сырого молока, а также через загрязненную воду или прямой контакт с домашним скотом.

Campylobacter, подобно другим бактериям, попадает в клетки человека с помощью сенсорных структур. Исследование позволило детально изучить один из таких сенсоров, участвующий в распознавании  множества молекул в тканях и клетках крови человека. С помощью данного механизма возбудитель повышает свою способность к инфицированию.

«Это очень важное открытие, поскольку сенсорные структуры специфичны для каждой бактерии и могут служить мишенью для разработки новых противомикробных соединений», — сказала профессор Виктория Королик, руководитель исследования.

Исследователи отметили, что отличительным свойством  подобного противомикробного препарата станет  воздействие  на конкретный патоген в отсутствие влияния на нормальную флору кишечника. Это важно, так как гибель эубиотической флоры является распространенным побочным эффектом при назначении антибиотиков широкого спектра действия для лечения кишечной инфекции, вызванной бактериями рода Campylobacter. Восстановление микробиома кишечника после курса антибиотикотерапии требует времени и может привести к избыточному росту дрожжеподобных грибов.

Еще одним потенциальным преимуществом разработки селективного противомикробного агента является преодоление растущей резистентности бактерий к стандартным препаратам для лечения кишечной инфекции.

Профессор Королик объясняет: «Воздействие на сенсорный аппарат бактерий поможет снизить риск развития устойчивости к противомикробным препаратам».