Профессиональное выгорание



Зміст

Профессиональное выгораниеПрофессиональное выгорание – это сочетание негативных переживаний, обусловленных трудовой деятельностью, рабочей средой, сотрудниками и организацией в целом. Является разновидностью профессиональной деформации и считается откликом на стресс-факторы. Чаще отмечается у лиц, сфера занятости которых сопряжена с взаимодействием с людьми. Однако может наблюдаться у любого работающего человека, независимо от гендерной принадлежности, возраста, рода деятельности. Многие склонны отдаваться полностью профессиональной деятельности, проводя на трудовом поприще большую часть суток. Вначале организм никак не реагирует на постоянные перегрузки, но постепенно он начинает сдавать позиции, что приводит к появлению признаков профессионального выгорания.

Признаки

Согласно современным воззрениям, чаще жертвами профессионального выгорания становятся интроверты, проживающие в мегаполисах и взаимодействующие в связи с родом трудовой сферы с множеством незнакомых лиц (врачи, менеджеры, врачи, учителя, социальные работники, журналисты, психологи, полицейские).

Типичные признаки профессионального выгорания:

– неудовлетворение работой;

– отсутствие желания трудиться на определённом поприще;

– ощущение бесполезности выполняемой работы;

– забывчивость;

– стремление отложить выполнение служебных задач на потом;

– невнимательность;

– постоянно присутствующая раздражительность;

– агрессивность;

– отсутствие желания контактировать с коллегами, клиентами.

Следствием таких эмоциональных трансформаций и треволнений становится возникновение чувства вины и недовольства собой.

Профессиональное выгорание работников имеет свои стадии. Вначале профессиональная деятельность начинает занимать все думы и время работающего индивида. В пользу горячо любимой либо ненавистной работы он отказывается от личных интересов, потребностей, желаний. Следствием этого становится постоянный стресс.

Профессиональное выгорание

На следующем этапе отмечается утрата интереса к деятельности. Появляются признаки депрессивных настроев. Человеку кажется, что его заслуги преуменьшаются, а оплата труда не соответствует опыту и нагрузке.

На третьем этапе профессионального выгорания возникают физические проявления (симптомы): скачки давления, головные боли, различные расстройства со стороны ЖКТ. Появляются или усугубляются вредные привычки: переедание, курение, употребление алкоголя. Всё это приводит к общему раздражению и жалости к себе.

Резко снижается работоспособность на четвёртом этапе. Здесь человек утрачивает мотивацию трудиться. Он испытывает острый недостаток времени для выполнения запланированных заданий. Вследствие этого работник стремится компенсировать свою неуспешность увеличением нагрузки, сверхурочной работой либо её выполнением на выходных. Однако такие действия не только желаемого результата не приносят, но и наоборот, лишь ухудшают ситуацию. Возрастает ощущение неудовлетворённости, которое распространяется на все области бытия человека.

На последнем этапе профессионального выгорания возникает состояние отчаяния, беспомощности, бессмысленности происходящего. Человеку становится неинтересна его работа, отсутствует энтузиазм, к любому новому заданию он относится скептически либо остро негативно. Вследствие чего делается бесполезным работником.

Читайте також:  Университет Цукубы доказал: микрофлора кишечника влияет на сон

Самодиагностика

Прежде всего, необходимо понять, что профессиональное выгорание не наступает мгновенно, это процесс, возникающий не за одну неделю. Невозможно проснуться и ощутить себя полностью изнурённым, уставшим, ничего не желающим. Действия, приводящие к выгоранию, имеют постоянный характер.

Диагностика профессионального выгорания рассматриваемого явления проводится при помощи различных опросников. При нежелании афишировать наличие проблемы можно провести первичную диагностику самостоятельно.

Самодиагностика профессионального выгорания проводится при помощи честной оценки количества совпадений из нижеприведённого перечня симптомов:

– изменение стандартного эмоционального поведения (конфликтность, повышенная раздражительность, равнодушие, страх, ощущение нецелесообразности деятельности, бесчувствие);

– чувство устойчивой усталости, эмоциональное истощение и физическое перенапряжение, не отпускающие даже после продолжительного отдыха;

– сомнения в собственной профпригодности, компетенции;

– неудовлетворённость деятельностью;

– нежелание контактировать с руководителем, коллегами, клиентами, заказчиками, пациентами, студентами;

– отстранённость;

– ощущение, будто вокруг одни дураки;

– понижение чувствительности (уменьшается острота слуха, зрения, тактильных ощущений);

– бессонница, сонливость;

– изменение веса;

– головные боли;

– безучастие, инертность, часто сменяемые раздражительностью;

– ощущение тяжести выполняемой привычной деятельности;

– эмоциональная неуравновешенность, тревожность, нервные всплески;

– скука;

– осознанное нарушение рабочего графика (уход раньше времени с работы либо постоянно присутствующее желание так поступить, неизменные попытки уединиться);

– употребление алкогольных жидкостей, психостимуляторов, рост потребления кофеиносодержащих веществ, сигарет;

– отсутствие желания брать ответственность, принимать решения;

– безынициативность;

– отклонения в работе миокарда;

– нарушения половой сферы;

– одышка;

– обида на реальные либо надуманные действия начальства, сослуживцев, клиентов;

– расстройства функционирования пищеварительной системы;

– подозрительность;

– чувство вины;

– депрессивные настрои;

– создание видимости деятельности;

– суетливость;

– рост числа ошибок.

Своевременное обнаружение описываемого синдрома необходимо, поскольку симптомы профессионального выгорания негативно сказываются не только на профессиональной деятельности индивидов, но и абсолютно на всех областях их бытия.

Профилактика

Самым опасным недугом, поражающим учителей, психологов, социальных работников, менеджеров, медиков, работающих с людьми, считается профессиональное выгорание.

Оно «съедает» чаще тех, чья деятельность невозможна без коммуникативного взаимодействия с социальной средой. Возникает вследствие внутреннего накопления отрицательно заряженных эмоций, которое не сопровождается регулярным их «выбросом» наружу. Анализируемое явление приводит к истощению энергетических, личностных и эмоциональных ресурсов человека, что соответственно отрицательно сказывается на деятельности, её результативности, а также может наносить психотравмы людям, которым приходится обращаться к «выгоревшим» специалистам.

Читайте також:  Что делать, если делать ничего не хочется

Профессиональное выгорание

Именно поэтому так важна профилактика профессионального выгорания педагогов, медиков, менеджеров, продавцов и иных работников, деятельность которых связана с коммуникативным взаимодействием.

С этой целью разработаны так называемые позитивные методики, позволяющие минимизировать либо полностью избежать профессионального выгорания на фоне отсутствия конфронтаций и отчуждения.

Прежде всего, применяются различные психо-, игротренинги. В крупных организациях должны проводиться регулярно профилактические психотренинги, направленные на улучшение микроклимата в рабочей среде, сближение сотрудников, повышения работоспособности, обострение внимания, нахождение мотивации. Чаще применяются ролевые и деловые игры, тренинг терпимости факторов, вызывающих раздражение, ситуативные тренинги.

Профилактика профессионального выгорания базируется на трёх ключевых элементах: обучении, конструктивной оценки и новизне.

Наиболее эффективным способом избежать выгорания остаётся обучение. Человека активизирует и направляет на успешность в деятельности не только освоение технологий и приобретение знаний, но и «победа над собой». Как правило, участие в выездных семинарах, различных тренингах, курсах переподготовки либо повышения квалификации становится серьёзным стимулом, способствующим преодолению рутины и соответственно выгорания. Также, подобные мероприятия минимизируют вероятность профдеформаций.

Взрослые, равно как и их отпрыски, нуждаются в конструктивной оценке своей деятельности. Поэтому часто на предприятиях используется метод комплексного оценивания персонала (ассессмент). Данный способ сегодня считается наиболее точным средством выявления уровня компетенции сотрудников.

Новизна, предполагающая смену сферы либо места деятельности, введение новшеств, ротацию кадров, новые проекты, является довольно продуктивным превентивным средством.

Объединения трёх вышеприведённых элементов позволяет добиться организация выездных мероприятий.

Даже непродолжительная и недальняя поездка на семинар, конференцию, тренинг способна дать мощный позитивный эффект в битве с выгоранием.

Для сглаживания однообразия деятельности рекомендуется создание сверхзадач и обогащение работы.

Грамотное управление компанией невозможно без учёта индивидуальных особенностей и склонностей работников при распределении задач, выстраивании и планировании деятельности.

Помимо перечисленного превентивные мероприятия также могут включать:

– использование технических «тайм-аутов» (это важно психофизического благополучия);

– минимизацию ненужного соперничества в коллективе;

– овладение методами управления стрессом, освоение приёмов саморегуляции;

– поддержание физического здоровья работников, что включает адекватный распорядок, сбалансированное питание, физические упражнения.

Как преодолеть

При возникновении первых тревожных признаках описываемого синдрома необходимо срочно принимать меры, дабы исправить ситуацию.

Никакие способы и рекомендации, как преодолеть профессиональное выгорание, не способны будут помочь без осознания происходящего. Прежде всего, пугаться анализируемого синдрома не следует, поскольку данное явление вполне закономерно, особенно для людей на определённом возрастном этапе. Необходимо принять его в качестве очевидной данности и наметить шаги по избавлению от причин, породивших выгорание, и их следствий.

Читайте також:  Нарушения сна приводят к изменению микрофлоры кишечника и повышению артериального давления

Нужно понимать, что гениальные думы посещают лишь «свежую» голову. Однако многие ошибочно относятся к отдыху, принимая его за безделье. Отдых являет собой лишь смену деятельности, а не праздность. Перемена деятельности помогает взглянуть на сложный проект, требующий максимальной концентрации, под иным углом, что часто приводит к появлению креативного решения без изнуряющих размышлений.

Проблема большинства работников заключается в страхе либо нежелании, неумении просить помощи. Не стоит пренебрегать «использовать» мозги коллег. Нужно смело устраивать мозговые штурмы для сотрудников. Ведь посторонний взгляд и свежие мысли могут либо помочь отыскать новый путь, либо натолкнуть на совершенно иной более эффективный подход для реализации проекта.

Минимизировать вероятность профессионального эмоционального выгорания поможет адекватное планирование. Необходимо уметь распределять объём задач, оставляя время на полноценный отдых. Поскольку ежедневные переработки либо работа дома, особенно если она неоплачиваемая, служит дополнительным фактором выгорания. Нередко к ним вкупе идут домашние хлопоты и непонимание близких.

Поэтому необходимо научиться ценить себя, личное время и начать радоваться собственным свершениям, не забывая оставлять за собой право ошибаться. Идеальных работников не существует.

Спортивные упражнения особенно если профессиональная занятость связана с интеллектуальной деятельностью являются наиболее полезной вариацией отдыха.

Нужно понимать, что любая профессиональная деятельность должна привносить в бытие удовольствие и являться источником самореализации. Поэтому следует понять, что нравится более всего, что более важно в профессиональной сфере занятости, например, возможность трудиться удалённо, зарплата, международные поездки, дружный коллектив. Также необходимо определиться какой именно деятельности хотелось бы посвятить себя, определиться с личными приоритетами, значимыми жизненными ценностями, дабы наметить шаги по достижению желаемого.

Если сменить деятельность не представляется возможным либо останавливает страх, то можно попытаться что-то изменить в собственном подходе к труду либо обратиться к руководству с просьбой об изменении круга обязанностей.

Однако если ценности, направленность организации, в которой трудится человек, не соответствуют его личным идеалам, несопоставимы с жизненными планами,  ведут к внутренней конфронтации, рекомендуется серьезно задуматься о смене профессиональной деятельности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

По теме: ( из рубрики Статьи )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

19 − 17 =

Top