Ретардация



Зміст

РетардацияРетардация – это запоздание личностного созревания и формирования функций психики. Понятие ретардация противоположно явлению акселерации. Психология под рассматриваемым термином подразумевает задержку интеллектуального созревания детей. При парциальной (частичной) ретардации запаздывает развитие отдельных психических процессов. Нейрофизиологическим базисом описываемого явления становится сбой темпов и нарушение сроков формирования отдельных функциональных структур. При тотальном (общем) отставании наблюдается в целом задержка либо приостановка психического созревания и формирования личности.

Что это такое

Развитие организма может происходить двумя путями – через онтогенез (индивидуальное формирование организма) либо дизонтогенез (развитие организма, отклоняющееся от нормы).

Составляющей общего дизонтогенеза считается психический дизонтогенез, заключающийся в расстройстве психического развития, проистекающий чаще, как правило, в детстве либо в пубертатном периоде. Возникает он вследствие патологии формирования структур мозга.

Вариацией дизонтогенеза является ретардация – запаздывание своевременного формирования одной функции, группы функций либо организма, замедленное формирование, незавершённость этапов созревания, когда ранние формы созревания не сменяются более прогрессивными.

Психическое отставание и физическая ретардация не всегда взаимосвязаны. Также необходимо учитывать и различие частичного запоздания и тотальной ретардации. При тотальной задержке отмечается целостное отставание в психическом либо физиологическом развитии. Парциальная форма описываемого сбоя наблюдается, когда одна функция либо несколько, например, прорезывание зубов, формирование речи, запаздывает в сравнении с нормальными темпами созревания.

Ретардация не всегда приводит к серьёзным последствиям, поскольку запаздывание в развитии часто может быть в разной степени компенсировано.

Определяется выраженность проявлений по отставанию психофизиологического созревания от био­логического, психического либо паспортного возраста.

Явление ретардации может характеризоваться равномерным запозданием созревания функций, систем организма и неравномерным (дисгармоничным). При сильном различии темпов формирования разных систем, возникает рассогласованность регуляции и опасность дальнейшего тотального дисгармоничного развития.

Читайте також:  Назначение нейролептиков растет намного быстрее, чем количество психозов

Ретардация

Ретардация психического развития общей направленности наблюдается при умственной отсталости, задержке психического развития. Здесь отмечается отставание перехода природно-психических структур в более сложносоставные социально-психические системы, что порождает недостаточность последних. Более всего при данном сбое страдают когнитивные функции. Степенью несформированности нейрофизиологических структур обусловлено созревание психосоциальных образований, при этом процесс социализации, как правило, обнаруживает потенциальные ресурсы нервной деятельности, а также способствует улучшению формирования механизмов компенсации.

Причины возникновения

Как приводилось выше, ретардация является понятием противоположным акселерации, и проявляется замедлением физического развития, формирования психических процессов, функциональных систем.

Специалисты констатируют, что сегодня наблюдается наряду с акселерацией преобладание явлений ретардации. Отставание наблюдается у 40% шестилеток, которые функционально к учебной деятельности не созрели. Также отмечается запаздывание формирования иммунной системы.

К сожалению, по сей день биологические механизмы анализируемого явления мало изучены. Поэтому выделяются два ключевых фактора, повинных в возникновении отставания в созревании, а именно: различные органические нарушения наследственной этиологии, врождённого генеза либо приобретённые, и всевозможные причины социальной направленности.

Причиной запаздывания формирования часто являются перенесенные недуги, приводящие к преходящей задержке созревания. Такое отставание прекращается и темпы созревания увеличиваются (генетическая программа выполняется за более короткий период времени) после выздоровления.

Существенное негативное воздействие оказывает социальный детерминант. Менее влияет неблагоприятное финансовое положение, более – отрицательная эмоциональная среда, окружающая малышей в детских учреждениях либо семье. Крохи, недополучающие родительского внимания, растущих в различных воспитательных учреждениях, запаздывают в созревании в среднем на полтора года в сравнении с их ровесниками.

Также можно выделить следующие причины ретардации: неправильное питание, перенасыщенное различными красителями, добавками, ароматизаторами, неблагоприятная экологическая среда, солнечная инсоляция, радиация, большое количество гетеролокальных брачных союзов (супруги проживают далеко географически друг от друга).

Читайте також:  Израиль: каждый десятый школьник сдавший тест - заражен

Таким образом, ретардация детей, независимо от факторов, детерминирующих её возникновение, может сказываться и на скорости психического созревания и на сроках физического.

Признаки ретардации

Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.

Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей. Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу.

Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.

Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.

По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфанти­лизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.

Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.

Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.

Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов. Малыши с ЗПР в отличие от их собратьев, страдающих олигофренией, довольно сообразительны в рубежах имеющихся знаний, более производительны при использовании помощи.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

По теме: ( из рубрики Статьи )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

1 × 5 =

Top