26393 Нарушения сна приводят к изменению микрофлоры кишечника и повышению артериального давления

В исследовании Иллинойского университета в Чикаго ученые обнаружили связь между нарушением сна, повышением артериального давления и изменениями в микробиоме кишечника. Идея подобной научной работы возникла у авторов статьи, которые ранее имели ночные дежурства в сфере здравоохранения.

Целью исследования было определить, изменил ли 28-дневный период нарушенного сна микробиоту у крыс. Микробиота кишечника — это совокупность микроорганизмов, обитающих в этой части желудочно-кишечного тракта. Одной из задач ученых было также определить биологические особенности, связанные с повышением артериального давления.

Результаты работы опубликованы в Physiological Genomics.

Крысы ведут ночной образ жизни, поэтому эксперименты были разработаны таким образом, чтобы нарушать их дневные периоды сна.

Передатчики измеряли активность мозга, артериальное давление и частоту сердечных сокращений животных. Для изучение таксономического состава фекальной микробиоты животных были использованы фекалии крыс.

«Если у крыс был ненормальный режим сна, отмечалось повышение артериального давления. Оно оставалось высоким даже когда животные могли вернуться к нормальному сну. Это говорит о том, что ухудшение сна  негативно сказывается на здоровье организма в течение длительного периода», — отмечают ученые.

Нежелательные изменения также были обнаружены в структуре микробиома кишечника при исследовании генетического материала всех бактерий, живущих в толстой кишке.
Вопреки своей первоначальной гипотезе, было выявлено, что изменения микробиома кишечника произошли не сразу, а в течение недели. Наблюдался дисбаланс между различными типами бактерий, включая увеличение количества микробов, связанных с воспалением.

Когда нарушения сна прекратились, состав кишечной микрофлоры нормализовался не сразу. Проведенное исследование продемонстрировало сложную систему влияния нарушений сна на организм.

Ученые планируют продолжать исследование для изучения путей вовлечения микробиома кишечника и метаболитов, продуцируемых бактериями. Необходимо уточнить, какие именно характеристики сна приводят к выявленным нарушениям, как долго сохраняются изменения артериального давления и микробиома кишечника.