Ностальгия по прошлому
Зміст
Почему мы все порой с умилением вспоминаем не самые лучшие периоды своей жизни, словно находя в них какую-то новую горькую романтику? Почему прошлое, от которого мы поначалу так стремимся оттолкнуться, занимает мысли в то время, как настоящее гораздо радужнее и комфортнее? Неужели места и люди, с которыми мы расстаёмся, так много для нас значат? Почему мы храним цифровые «тонны» фотографий и, казалось бы, бесполезные памятные вещи? Есть ли вообще какой-нибудь смысл мечтать о прошлом, в которое нельзя вернуться? Оказывается, это полезно!
Отношение к ностальгии по прошлому в современном обществе двояко. С одной стороны философия нашего времени – быть вечно молодым, подтянутым, готовым к любым поворотам судьбы и указаниям начальства. Существует движение людей, сознательно отказавшихся от сожалений о прошлом: ведь они, как написание мемуаров – это развлечение для пенсионного возраста. Пока у человека есть будущее, ему ни к чему ностальгировать.
Однако, согласно Е. В. Новикову, сильная ностальгия по прошлому играет важную роль, как в жизни человека, так и общества. Она способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляя связь с ранними этапами его жизни (поэтому дети всегда расспрашивают родителей о том, что с ними было «в детстве», то есть в младенчестве).
В более широком смысле ностальгия обеспечивает преемственность традиций и формирует моральные идеалы, служа своеобразным мостом между поколениями и эпохами. Кроме того ностальгия по прошлому может помочь разрушить коммуникативные барьеры между собеседниками, которым есть, что вспомнить о совместном прошлом. Но это всё лишь конечный эффект, а какие механизмы заставляют нас испытывать чувство ностальгии по прошлому?
Тоска по дому
Ностальгия (от древнегреческого «возвращение на родину» и «боль») была впервые описана в эпопее Гомера «Одиссея». В современном понимании она обозначает тоску по прошлому вообще. Термин был введён в 1688 году швейцарским врачом Иоганном Хофером – по тем временам чувство ностальгия считалась болезнью, которую нужно лечить где-нибудь на водах (должно быть, помогало).
Сегодня тоска по родине, как и фанатичный патриотизм – явления вымирающие. Даже эмигранты не являются исключением: глобализация, интернационализация и доступный интернет позволяет повсюду чувствовать себя «в своей тарелке» и без проблем общаться с близкими. И всё же журнал «Current Directions in Psychological Science» опубликовал результаты исследований, согласно которым любовь к далёкой родине повышает уровень самооценки, даёт чувство безопасности и настраивает людей на волну оптимизма.
Перезагрузка мозга
В 1920-е годы французский социолог Морис Хальбвакс решил выяснить, почему люди иногда грустят о неприятных периодах своей жизни, а иногда оглядываются в по-настоящему счастливое прошлое с чувством, будто всё было лишь иллюзией. Он выяснил забавное свойство нашей памяти: она не архивирует воспоминания, а каждый раз заново воссоздает их – как новый дубль сцены из фильма. Сюжет, вроде бы, тот же, но режиссёрская тактика непроизвольно изменяется. Вот почему «дубликат» может не иметь ничего общего с «оригиналом» – окраска воспоминания зависит от текущего настроения и состояния человека.
На воспоминания неизбежно наталкивают ароматы, музыка, звуки, памятные предметы, вкус давно забытых блюд – подробнее об этом рассказывают 7-томник «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. Каждая из названных вещей превращается в машину времени, благодаря которой память переносит нас в прошлое, воссоздавая его со всей возможной реалистичностью для всех пяти чувств… Потому мы и собираем на память всякую всячину –открытки, письма, записки с признаниями в любви, билеты или флаера, локоны волос, первый слюнявчик…
Темпофобия
Деньги – больше не самоценность. Сегодня важно владеть временем, иначе можно потерять и деньги, и самого себя. Московский культуролог В. В. Бычков описал состояние страха перед быстротечностью времени и даже придумал для него термин – «темпофобия». Лучше всего проникнуться этой идеей можно во время просмотра будоражащего фильма «Время», где встроенные в человеческие тела часы идут назад, отсчитывая срок жизни…
Мы, конечно, усердно сопротивляемся новому феномену, пытаясь законсервировать время и тем самым выйти из четырёхмерной реальности. Мы делаем миллионы снимков пустячных событий своей жизни, и в случае пожара фотографии будут вынесены сразу же после детей, питомцев, документов и денег. Для сравнения, в середине прошлого века в семье был всего один фотоальбом на несколько поколений, где хранились «портретные» снимки – просто чтобы не забывать, как выглядят прабабушки и внучатые племянники. Сегодня на одного человека приходится 2 фотоаппарата, а жёсткие диски у многих напоминают фотобарахолку.
Неустойчивость к энтропии
Некто Шон Кэрролл считает, что большинство людей обладает невысокой устойчивостью к энтропии, то есть «неупорядоченному». В то время как прошлое уже осмыслено, структурировано и видно издалека так же хорошо, как карта города с вертолёта, – настоящее подобно киселю, в котором мы барахтаемся и подчас с трудом различаем ориентиры. Будущее представляется нам набором случайных событий, и мы до сих пор не можем решить: то ли судьба сама найдёт нас, то ли нам нужно искать её… Ностальгия по прошлому может выступать в качестве защитного механизма от страха перед будущим. К тому же прошлое награждает нас определённым опытом, и, погружаясь в него, мы словно находим ответы на сегодняшние вопросы, а это, согласитесь, вселяет уверенность.
Самые яркие эмоции
Первая любовь – далеко не всегда последняя, однако память о ней с годами становится только ярче, как выдержанное вино. Часто мы видим её красивее, чем она была на самом деле. Трудно не вспомнить в этом контексте об огромной роли импринтинга («первого отпечатка», о котором мы беседовали ранее). А французский психотерапевт Патрик Эстрад считает, что первый избранник автоматически отождествляется с нашим идеалом – пусть ненадолго, пусть нас ожидает разочарование, но всё же…На миг мы находим в партнёре совершенство, и уже никогда не повторим этой прекрасной ошибки и остаётся только сильная ностальгия по прошлым отношениям. А вот в следующие отношения мы уже не бросаемся с головой – обычно мы делаем выбор более вдумчиво и меркантильно, забросив идею о «рае в шалаше» куда подальше.
Психологический авитаминоз
Авторская точка зрения такова: не хватает нам не эпохи, не вещей и, в общем-то, не всегда самих людей, которые нас окружали. Нам не хватает ощущений, эмоций, надежд и вызовов, которые мы с ними связывали. Прошлое – время, когда мы жаждали испытать себя, достичь того, к чему уже успели привыкнуть сегодня; это время, когда ради выигрыша мы ставили на карту всё и нередко побеждали. Почему возникает ностальгия по прошлому? Возможно, ностальгия по прошлому приходит к тем людям, которые окружили себя слишком комфортным бытом и перестали ставить перед собой цели а ля «миссия невыполнима». Это наверняка смогло бы вернуть жизни азарт молодости и яркость красок. Долой посиделки за пивом, в боулинге, у телевизора или в сети. Вперёд, за приключениями!
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»