29015 Споры с руководителем

Споры с руководителем



Зміст

Споры с руководителемОсновой любых споров подчинённого с руководителем выступает расхождение ожиданий и реальности. Как правильно спорить с руководителем, и есть ли смысл начинать это делать, если любой начальник всегда считает себя правым? Именно такой порядок отношений, данный нам самой социальной природой человека, и позволяет трудовой системе функционировать, достигать своих целей, развиваться и, в конце концов, вообще существовать. Возникающие споры с руководителем зачастую испытание для психики подчинённых. Дисциплина повиновения позволяет руководителю манипулировать системой подобно кукловоду, который, дёргая за многочисленные ниточки, заставляет марионетку двигаться, как того хочет хозяин. Если одно звено коллектива выходит из подчинения под угрозой оказывается вся система.

Причины поступков тут особого значения не имеют. Провинившееся звено будь то один человек или целый отдел подлежит наказанию. Наиболее наглядный пример в данном случае – армия, поскольку она отвечает за безопасность государства. Наименее же строго отношения складываются в небольших (из пяти-шести человек) частных фирмах, ставящих перед собой ограниченный круг задач. Но и там существует иерархия, в рамках которой одни наделены полномочиями заставлять других что-либо делать.

Итак, споры с руководителем неизбежны и появляются они там, где ожидания не совпадают с реальностью. Дочитав до конца статью, станет понятно, как грамотно спорить с начальством и что делать, если конфликта не избежать.

Когда упреки несправедливы

Немало начальников используют такой приём, как перевод рабочих отношений в сферу личных. Классический пример – взаимоотношения в строительных бригадах в советские времена. Если рабочие отказывались трудиться, ничто не могло сдвинуть их с места, пока не приходил прораб и с помощью нескольких «крепких магических слов» не приводил людей в движение. Времена прошли, а прежние способы управления не просто ещё живут, а оказываются эффективными. Но во всех ли случаях?

Психологи утверждают, что нет. Упрёк руководителя, даже изложенный в самой вежливой и конструктивной форме, отрицательно действует на самооценку подчинённого. На первых порах это может снизить его активность и результативность работы. Мудрый начальник всегда выдержит паузу перед очередным нагоняем. За это время сотрудник задумается о том, что он делает не так, прикинет, как действовать в подобных ситуациях и исправится. Тогда упрёк окажется вдвойне полезным, поскольку будет способствовать не только эффективной работе коллектива, но и профессиональному росту человека.

Читайте також:  Деменция может быть результатом пессимизма

Споры с руководителем

Но если вы чувствуете, что к вам придираются постоянно, ругают, обделяя похвалой, или, в конце концов, просто срывают на вас эмоции, вызванные личными неудачами, следует задуматься о защите собственной самооценки и своего психического здоровья. Психологи считают, что лучшей линией поведения во время споров с руководителем будет спокойное и уверенное поведение, но в разных случаях защищаться следует по-разному. Рассмотрим самые распространённые из них.

Промолчать и забыть

Моментальная вспышка руководителя запросто может исчезнуть так же быстро, как и появилась. Здесь важно определить, чем вызвано раздражительность руководителя, и, исходя из этого, просто проигнорировать его или предпринять определённые действия. Если упрёк выражен пространно, например, если начальник решил разнести весь отдел потому, что в нём подобрались одни лентяи и бездари, то, само собой разумеется, подобные замечания стоит «пропускать мимо ушей». Хотя бы по той простой причине, что вы не можете отвечать за неудачи каждого из своих коллег – делать это должен как раз ваш шеф. Именно он обязан наладить работу коллектива, чего бы ему это ни стоило, например, проведя спокойный и конструктивный разговор с каждым сотрудником, пусть даже ценой собственного драгоценного времени. Стало быть, такие упрёки начальник делает сам себе. Простите его.

Если же выговор адресован конкретно вам, задумайтесь. Если это простое раздражение, выраженное опять же пространно, типа «и чему тебя только в институте учили?!», следует промолчать, ведь, в самом деле, не выкладывать же шефу пятигодичную программу вуза. Но если он недоволен чем-то конкретным, например, беспорядком на вашем рабочем столе, лучше навести порядок: такое требование вполне законно.

Объяснитесь с шефом

Если сотрудник спорит с руководителем и является инициатором этого, то тем самым он обращает его внимание на себя. Бывают ситуации, когда молчание может не только не помочь, но и навредить. Речь идёт о случаях, когда шеф недостаточно информирован или заблуждается в своих суждениях на ваш счёт. Например, вы на полдня отлучились из офиса, и начальник при первой же встрече нападает на вас за это. Он ещё не знает, что вы отсутствовали по его же поручению, что банк был закрыт по техническим причинам на несколько часов, что клиенты очень долго возились с документами, что потом вы угодили в пробку, а дозвониться в офис не смогли, поскольку линии всё время заняты.

Читайте також:  Антидепрессант в лечении остеоартроза

Если в ответ на вспышку начальника вы ответите своей вспышкой, будь вы хоть сто раз правы, в его глазах это только усугубит вашу вину. Если оправдательная речь состоит больше чем из трёх слов, то методика разъяснительной беседы должна быть примерно следующей. Для начала позвольте боссу выплеснуть все эмоции. Когда первая волна схлынет, попросите разрешения объясниться. И начните фразу так: «Безусловно, я виноват, но…». Признание вины умерит пыл начальника, и он будет способен выслушать дальнейшее, не перебивая вас. Потом как можно короче в двух-трёх фразах изложите ему то, чего он ещё не знает. И сделайте паузу. За ней, скорее всего, последуют вопросы, на которые стоит дать конкретные ответы, не пренебрегая при необходимости комментариями. Если шеф после этого замолчит, значит, он всё понял верно. Добейте его своим намерением исправить ситуацию. И вы увидите: если грозный руководитель не сменит свой гнев на милость, то он обрушит его на объективные факторы: пробки, нерасторопность клиентов, чрезмерную бюрократию банков и пр.

Должность или честь?

Наверное, вкратце следует рассказать и о крайних ситуациях, которые бывают редко, но, как показывает практика, все же имеют место. В таких случаях дело доходит до регулярных и безосновательных оскорблений со стороны руководителя. Видите ли, в нашей стране феодальные отношения сделались частью прошлого не слишком давно. И в нашем менталитете остались ещё бессознательные представления о барине и слуге со всеми вытекающими отсюда методами управления. Человек, в котором желание абсолютной власти обострено, может долго пресмыкаться и гнуть спину, чтобы получить руководящую должность, а когда эта цель достигнута, вымещает всю свою рабскую обиду на новых подчинённых. Если спор с руководителем неизбежен, следует попытаться сделать так, чтобы с достоинством выйти из конфликта. С такими руководителями спорить бесполезно, а молча сносить их оскорбления обидно. Как же повести себя достойно? Нет, никто не призывает вас к рукоприкладству или к ответным оскорблениям руководителя в горячих спорах: это не поможет ни вам, ни свирепому шефу. Но варианты поискать можно. Например, попробовать перевестись в соседний отдел или найти другую работу. Как бы вы ни дорожили своей текущей должностью, она не окупит тех эмоций, которые регулярно придётся испытывать под началом необузданного руководителя во время споров.

Читайте також:  Ученые опробовали средневековое средство борьбы с бактериями

Управляйте эмоциями!

И всё же абсолютное большинство психически здоровых людей, сами не ведая того, подлежат управлению со стороны, даже со стороны своих подчинённых. Если вы хотите работать в спокойной и дружеской атмосфере, начните с себя. Улыбаясь окружающим, вы уже настраиваете их позитивно. Выражая искреннее сочувствие к их проблемам, вы располагаете коллег к себе. Если вы начнёте следить за поведением своим и окружающих и действовать согласно ситуации, рано или поздно вам будут доверять. И любые, даже заслуженные упрёки прекратятся или будут сведены к минимуму.

И когда вас назначат на руководящую должность, не забывайте об этом. Ведь настроение руководителя определяет настроение всех его подчинённых. Если оно будет спокойным и позитивным, 50 % проблем отпадут сами собой.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

По теме: ( из рубрики Статьи )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

7 + 12 =

Top