28828 Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы у детей



Зміст

Возрастные кризисы у детейВозрастные кризисы у детей – это особенные, незатяжные по времени психические периоды перехода к новым качественным этапам в развитии, для которых характерны резкие психологические изменения. В данной статье будут рассмотрены кратко возрастные кризисы у детей и соответствующие стратегии их воспитания. Несмотря на то, что каждый ребёнок индивидуален, кризисы взросления характерны для всех детей.

Выделяют шесть сложных этапов. Это период новорожденности, годовалый, 3-, 7-, 13- и 17-летний возраст. В зависимости от особенностей темперамента, окружающей обстановки и других факторов проявления этих кризисов могут варьировать, например, носить очень выраженный характер или проходить практически незаметно. Также важно понимать, что возраст указан приблизительно. Например, кризис трёх лет может возникнуть и в 2,5, и в 4 года.

Кризис новорожденности

Это период сразу после рождения ребёнка. Такой возрастной кризис у ребёнка обусловлен резкой сменой окружающей среды. После периода внутриутробного развития новорожденный должен моментально адаптироваться к самостоятельному дыханию и питанию, а также непривычным раздражителям: температуре и влажности воздуха, свету, звуку.

Такая перестройка организма – непростое время для младенца, поэтому крайне важно окружить его максимальной заботой. Если этого не сделать, у малыша может развиться тревожность, которая сохранится и во взрослой жизни. Нельзя надолго оставлять ребёнка одного или с незнакомыми людьми, игнорировать его плач. Возрастной кризис новорожденности продлится до двух месяцев, после чего малыш станет более приспособленным к жизни и начнет социализацию.

Кризис одного года у ребенка

На этом этапе жизни ребёнок учится разговаривать и ходить, поэтому мир для него становится более доступным. Появляется возможность исследовать предметы, которые раньше были недоступны, увеличивается пространство, в котором он способен передвигаться.

Вместе с новыми открытиями возникают и новые ограничения. Ребёнок сталкивается с тем, что желания не всегда совпадают с возможностями, в его жизни появляется не только «хочу», но и «надо».

Возрастные кризисы у детей

Принятие таких изменений – сложный процесс, который зачастую сопровождается негативной реакцией ребёнка. Поведение малыша может ухудшаться: возникают вспышки агрессии, капризы. Ребёнок может плакать, падать на пол в истерике, требовать новые игрушки, обижаться на запреты, бросать во взрослых различными предметами, если его желания не исполняются. В то же время возникают первые попытки всё делать самостоятельно, а помощь со стороны взрослых начинает вызывать раздражение.

Читайте також:  Ученые описали механизм самостоятельного восстановления мышц после травм

Родителям в этот период необходимо проявлять терпение и такт. Нельзя впадать в крайности: крик, ссоры и суровые наказания не принесут никакого положительного результата, но и потакание всем капризам нельзя назвать удачной стратегией поведения.

Оптимальные стратегии родителей:

– отвлечение ребёнка. Можно переключить его внимание на картинку за окном, животное, которое гуляет поблизости, или проезжающую яркую машину;

– договор с малышом. Доступно и подробно объясняйте, почему он не может получить желаемое или делает что-то неправильно. Не думайте, что ребёнок еще слишком мал и ничего не поймёт;

– поощряйте стремления малыша к самостоятельности. Если этого не делать, в будущем ребенок откажется брать на себя ответственность и выполнять даже простые действия.

Кризис 3 лет у ребенка

Один из самых серьёзных кризисов, во время которого ребёнок начинает осознавать себя как личность и стремится показать свою самостоятельность. Как правило, в этот период малыш противопоставляет себя взрослым, перестает слушаться, не хочет находить общий язык с родителями.

Основной проблемой зачастую становится негативизм в поведении ребенка. Он делает всё наперекор тому, что предлагают или просят родители. При этом важно понимать, что малыш отказывается не потому, что действительно не хочет выполнять то или иное требование, а потому что оно исходит от взрослого человека.

Вместе с негативизмом обычно ярко проявляется стремление к самостоятельности. Фраза «Я сам/ сама!» становится одной из превалирующих в речи ребёнка. А если родители попытаются помочь, то в ответ могут получить сильную агрессию.

Отторжение в этом возрасте вызывает и привычный образ жизни. Малыш отказывается выполнять обычные действия: ложиться спать вовремя, есть по устоявшемуся расписанию, посещать ясли или сад, надевать одежду, которая раньше нравилась.

При этом у ребёнка развивается упрямство: он настаивает на любых требованиях или пожеланиях, даже тех, которые раньше не имели для него особого значения. Еще один важный нюанс – обесценивание взрослых и их мнений. Если раньше любые слова и поступки воспринимались малышом как аксиома, то в трехлетнем возрасте он начинает критиковать родителей и спорить с ними по любому поводу. Практически каждое действие малыша в этом возрасте носит характер протеста, часто случаются истерики, появляется ревность.

Читайте також:  Панические атаки как междисциплинарная проблема: обзор лекции

Кроме того ребёнок учится избегать наказания или других негативных последствий своих поступков. Чаще всего – в форме вымысла. Например, он может сказать, что вазу разбил домовой или сказочный герой.

Родителям важно не пытаться подавить этот кризис силой авторитета, потому что можно надолго лишить ребенка стремления проявлять желания и отстаивать свою позицию. Вместо того чтобы спорить с малышом или что-то ему строго запрещать, лучше воспользоваться хитростью. Например, можно накануне обеда сказать ребенку, что он может делать все что захочет, но только не есть суп. Как правило, этого достаточно, чтобы малыш поел.

А вот идти на поводу у истерик и эмоциональных требований не стоит. Если ребёнок таким способом получит желаемое, то в будущем он непременно будет добиваться всего с помощью капризов и слез.

Кризис 7 лет

Проблемы возрастного кризиса у детей 6-7 лет связаны с походом в школу и максимальным расширением круга общения. Новый социальный статус ученика привносит определённые изменения в поведение: уходят наивность и непосредственность, мнение посторонних людей начинает играть решающую роль в оценке себя. В этом возрасте дети нередко становятся манерными, любят кривляться и привлекать внимание, ярко проявляют эмоции, бывают агрессивными.

Чтобы этап взросления прошел с минимальными проблемами, родителям понадобится помощь значимых взрослых, которые при этом не являются членами семьи. С этой ролью хорошо справляются учителя, друзья семьи, тренеры в спортивных секциях. Очень важно обсудить с ними, что в этом периоде ребенку очень важна оценка посторонних людей. Нельзя слишком сильно его критиковать или хвалить, чтобы в будущем не возникло проблем с самооценкой.

Кризис 13 лет

Ещё один важный и сложный этап формирования личности наступает в подростковом возрасте. На этом этапе в организме происходят глобальные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. Параллельно с этим протекает и психологическая трансформация из ребёнка во взрослого.

Чаще всего эти процессы проявляются выраженной эмоциональной неустойчивостью, которая обусловлена колебанием уровня гормонов. Кризис 12-13 лет возрастная психология описывает так: настроение подростка может часто меняться с подавленного на приподнятое, контролировать чувства и их проявления становится очень сложно. Развивается и стремление казаться взрослым. Оно проявляется в манере поведения, выборе одежды и причёски, лексике. Параллельно подросток стремится максимально отделить себя от родителей: например, находит увлечения вне дома, скрывает свои переживания и отношения со сверстниками.

Читайте також:  Средний возраст грозит реальным кризисом психического здоровья

Возрастные кризисы у детей

Если родные не обеспечивают необходимую степень свободы и проявляют чрезмерную опеку, могут разгораться сильные скандалы и ссоры. Конфликты также возможны, когда родители критикуют подростка или что-то запрещают. Из самых важных и значимых людей мать и отец превращаются во второстепенных персонажей, а их роль занимают сверстники и подростки более старшего возраста. Именно на них в своих взглядах и поведении ориентируется ребёнок.

Также в этом возрасте появляются первые романтические увлечения. Подросток проявляет сильный интерес к собственной внешности, может часто менять имидж, подбирая оптимальный с его точки зрения вариант. Поиск себя во всех аспектах становится для ребёнка основной задачей, он может сопровождаться сложностями в общении и ухудшением успеваемости.

Родителям важно сохранить доверие подростка. Для этого нужно давать ребёнку больше свободы, признавать его границы, право на личную жизнь и возможность брать на себя ответственность за слова и поступки. К подростку надо относиться как к равному, не поучать его и признавать за ним право на собственные ошибки.

Кризис 17 лет

Ребёнок оканчивает школу и полностью погружается во взрослую жизнь, поэтому он сталкивается с осознанием ответственности за своё будущее. Он может сомневаться в выборе профессии и дальнейших перспектив, опасаться перемен. Нередко в этом возрасте наблюдаются повышенная тревожность, раздражительность, нервозность, нарушения сна.

Поддержка родных играет решающую роль в преодолении возрастного кризиса у детей 16-17 лет. Очень важно позволить подростку сделать собственный выбор и поддержать его на этом пути. А вот навязывание своей позиции, критика принятых решений и попытка относиться к подростку, как к несознательному ребёнку, сыграет злую шутку и испортит отношения в семье на долгие годы.

Все кризисы возрастного развития детей имеют свою интенсивность и особенности развития, выражающиеся в проблемности во время перехода от одного возрастного этапа к другому.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

По теме: ( из рубрики Статьи )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

10 + 4 =

Top