Эмоциональная незрелость



Эмоциональная незрелостьЭмоциональная незрелость – это неспособность совершать действия, опираясь на рациональность. Незрелая личность совершает поступки без предварительной оценки их целесообразности и без оценивания их последствий. Такой человек винит в происходящем, в собственных неудачах обстоятельства, окружение, судьбу, но никогда не считает себя ответственным за своё бытие. Также он не умеет проявлять собственные чувства. Незрелый человек словно «застыл» в развитии. Вследствие заниженной самооценки он постоянно самоутверждается, демонстрируя персональную значимость через внешние проявления. Чувство личной ущербности он «заглушает» различными веществами, влияющими на изменение сознания (наркотики, алкогольные напитки).

Признаки у взрослого

Согласно учению А. Маслоу зрелыми личностями считаются индивиды, адекватно воспринимающие действительность, умеющие контролировать свои эмоциональные проявления, здраво реагирующие на критику, принимающие независимые решения и прилагающие усилия, дабы изменить свое бытие к лучшему.

Они нацелены на реализацию желаемого, не склонны к беспричинной ревности, не требуют жалости к собственной персоне, несут ответственность за совершённые действия, способны прощать ошибки другим лицам.

Ниже перечислены ключевые причины и признаки эмоциональной незрелости личности:

– неуверенность;

– страх продемонстрировать собственную слабость, который постоянно вынуждает самоутверждаться;

– болезненность к критике;

– устойчивое тяготение себя сравнивать с окружением;

– в критических условиях, незрелые индивиды «скрываются в домике», стремятся убежать от несправедливого мира, ввергаясь в пучину азартных игр, используя алкоголь или другие вещества, воздействующие на сознание, посещают секты;

– по эмоциональным проявлениям напоминают больших детей, застрявших на этапе детскости;

– страх прямо выражать личные чувства;

– отсутствие чувства меры, у таких людей всё зашкаливает, если любовь, то до гробовой доски, если религия, то до исступления, если спортивные упражнения, то до полного изнеможения;

– неспособность отвечать за совершённые поступки, стремятся избежать этого и водрузить ответственность на кого-нибудь иного;

Читайте також:  Исследователи готовы к прорыву в борьбе с устойчивыми бактериями

– отсутствие навыка адекватного планирования, их планы, в большинстве своём, либо не долгосрочны, сиюминутны, либо напоминают нереальные фантазии;

– неумение извлекать опыт из собственных промахов и устойчивые попытки отыскать виноватых;

– неорганизованность и леность (неумение наладить быт, перекладывание домашних обязанностей на близких);

– стремление существовать за чужие деньги, ожидание «доброго чародея», способного улучшить существование и решить проблемы;

– эгоцентризм, выраженный в убеждении, что родня, товарищи, коллеги обязаны ублаготворять желания;

– инфантильность и беззаботность, выражающиеся в пристрастии к безудержному шопингу, бесконечному посещению салонов красоты, необузданному стремлению к веселью (развлекательные центра, дискотеки, компьютерные игры);

– отсутствие стремления развиваться (существование сегодняшним днём без анализа прошлого опыта);

– склонность к немотивированной злости на окружение вследствие того, что оно ожиданиям незрелой личности не отвечает;

– равнодушие к боли, страданиям окружающих лиц, зацикленность на личных эмоциональных переживаниях;

– завистливость и нелюбовь к более успешным, счастливым индивидам;

– неспособность говорить открыто о личных потребностях, высказывать собственную позицию в корректной формулировке, не притесняя себя и уважая собеседников;

– избегание серьёзных связей с противоположным гендером, нежелание и неспособность следовать взрослой миссии: выстраивать карьеру, создавать семью, обзаводиться детьми, строить дом, развивать иные проекты;

– нежелание достигать компромиссов, основанное на непринятие возможности собственной неправоты.

Эмоциональная незрелость взрослого выражается в высокой амбициозности и стремлении неизменно быть первым. При неожиданном поражении такие личности демонстрируют неадекватные реакции в виде зашкаливающей истерики, напоминающей скандал, который закатывают двухлетние малыши в случае неудовлетворения их желания.

Проявления у ребенка

Часто вся забота взрослых о собственном потомстве сводится, главным образом, к переживаниям о должном физическом формировании, надлежащем здоровье и умственном развитии, уделяя при этом недостаточно внимания созреванию эмоциональной составляющей.

Читайте також:  В Израиле отменяют последние ограничения коронавируса

Именно поэтому некоторая эмоционально волевая незрелость ребёнка нередко остаётся незамеченной либо считается преходящей, присущей данному возрастному этапу, следовательно, неопасной.

Родители забывают, что эмоции уже в младенчестве начинают играть немаловажную роль в бытие малышей. Они словно «лакмусовая бумажка» демонстрируют отношение крох к родителям и окружающему пространству.

Эмоционально волевая незрелость характеризуется такими проявлениями: чрезмерной агрессией, плаксивостью, пассивностью, фиксацией на определённой эмоциональной реакции.

На дошкольном этапе к приведённым выше проявлениям нередко добавляется неспособность следовать общеустановленным поведенческим нормам и недостаточное формирование самостоятельности. Школьному этапу помимо указанных тревожных симптомов сопутствует появление неуверенности, отклонения в социальном взаимодействии, понижение самооценки, недостаточность целеустремленности.

Эмоциональная незрелость

При этом родителям важно учитывать, что появление единичного признака не говорит о наличии эмоциональной незрелости, поскольку может являться лишь ситуативным реагированием ребёнка на некоторые изменившиеся условия. Судить о расстройстве необходимо по комплексу проявлений.

Ниже приведены основные внешние признаки эмоциональной незрелости:

– эмоциональная напряжённость, которая может проявляться, помимо общеизвестных симптомов, снижением игровой активности;

– скорое психическое утомление в сравнении с ровесниками;

– высокая тревожность, помимо известных проявлений, обнаруживающаяся в избегании контактов, понижении стремления к взаимодействию;

– враждебность, которая может демонстрироваться открытым неповиновением, физической либо словесной агрессивностью, а также самоагрессией;

– нежелание и неспособность справляться с трудностями;

– чрезмерная импульсивность, выражающаяся в низком самоконтроле и минимальной осознанности совершаемых поступков;

– отсутствие эмпатии;

– демонстрация открытого недоверия окружению, проявляемая враждебностью, которой нередко сопутствует плаксивость, также может обнаруживаться в непомерной критичности к действиям и высказываниям ровесников и взрослых.

Как ее исправить у взрослого и ребенка

Причинами эмоциональной незрелости в пубертатном периоде нередко выступают травмирующие события, которые произошли на ранних этапах созревания организма, включая и внутриутробный.

Читайте також:  Полиамория

Эмоционально личностная незрелость бывает в четырёх вариациях:

– заторможенное формирование в условиях применения неадекватной педагогики либо отсутствия нормального родительского воспитания;

– органические поражения мозга, проявляющиеся внешне в выраженном замедлении мыслительной деятельности, незрелостью эмоциональной составляющей и поверхностностью переживаний;

– проявление аномалий характера, обнаруживающиеся в лживости, конфликтности, эгоизме, невоздержанности, любви к провокационным поступкам;

– на фоне нормальной интеллектуальной деятельности отсутствует выдержка при выполнении домашнего задания, интерес вызывают исключительно развлечения.

При органическом и соматогенном инфантилизме усилия должны быть устремлены на ликвидацию основного недуга, при психогенной природе показана психотерапевтическая коррекция.

Комплексный подход в преодолении эмоциональной незрелости должен включать: фармакотерапию, психотерапевтические техники и консультирование родителей.

Выраженные эмоциональные отклонения и поведенческие нарушения купируются при помощи назначения антипсихотиков, психотропных средств, антидепрессантов. Сложности с обучением, снижение когнитивных процессов корректируются нейрометаболическими стимуляторами.

Среди психотерапевтических подходов в лечении эмоциональной незрелости особой популярностью пользуется когнитивно-бихевиоральное направление. Здесь осуществляется комплексная работа терапевта с установками, эмоциональными реакциями и поведенческими паттернами. Подросток обучается новым приспособительным способам и средствам социального функционирования.

Работа с родителями заключается в их ознакомлении с особенностями психического формирования, социального развития тинэйджеров, влиянии воспитательной стратегии на эти процессы. Помимо того, психолог либо психотерапевт, проводящий консультирование, обязательно подчёркивает наличие взаимосвязи между избыточным родительским контролем, гиперопекой и формированием эмоционального инфантилизма.

Система взаимодействия с инфантильным подростком не должна ни в коем разе выстраиваться на насильственном насаждении ему определённых табу и правил. Напротив, оптимальным путём взаимодействия с ним будет ненавязчивое объяснение необходимости правил с учётом пристрастий подростка и его интересов. Также необходимо установить для тинэйджера ряд каждодневных обязанностей. А вот отрицательного внимания, проявляемого в крике, угрозах, высмеивании, следует избегать.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

По теме: ( из рубрики Статьи )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

двадцать − 14 =

Top