27247 Обнаружен биомаркер прогрессирования фиброза легких при склеродермии

Обнаружен биомаркер прогрессирования фиброза легких при склеродермии

Системная склеродермия — это аутоиммунное заболевание, связанное с воспалением и развитием фиброза в тканях, которое поражает многие органы, включая кожу, сердце, почки и легкие.

Фиброз легких является одной из основных причин смертности у пациентов с системной склеродермией, поэтому важно определить биомаркеры, которые помогают идентифицировать пациентов с повышенным риском прогрессирования данного заболевания.

Исследование, ранее проведенное в Университете Мичигана (США), обнаружило связь между наличием аутоантител, активацией миелоидных клеток и прогрессированием фиброза легких у пациентов с фиброзом легких на фоне системной склеродермии.

«Склеродермия — это аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система воспринимает ткани организма как чужеродный компонент и атакует белки, называемые аутоантигенами», — сказал ведущий автор исследования, доктор Кханна.

Исследователи продолжили изучение маркеров поражения легких при скеродермии, и обнаружили, что важную роль в развитии фиброза может играть белок остеопонтин. Результаты научной работы опубликованы в журнале Cell Reports Medicine.

«Оказалось, что когда макрофаг активируется иммунными комплексами, он выделяет большое количество белка под названием остеопонтин, — сказал один из авторов исследования, доктор Рамалингам. — Высокий уровень продукции данного белка был подтвержден в эксперименте in vitro».

Согласно результатам исследования, уровень остеопонтина был прогностическим в отношении ухудшения функции легких. Избыточной продукции указанного белка способствовали некоторые цитокины, в том числе интерлейкин-6.

Полученные результаты дополняют данные другого исследования, проведенного под руководством доктора Кханны,  которое продемонстрировало потенциал ингибитора интерлейкина-6 тоцилизумаба в качестве потенциального лекарства для снижения уровня остеопонтина у пациентов с системной склеродермией.

В ходе рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования третьей фазы, включавшего 20 стран и 75 центров, было обнаружено, что тоцилизумаб приводит к снижению остеопонтина, подтверждая связь между данным провоспалительным белком и интерлейкином-6.