26822 Открытие пептида, регулирующего активность иммунной системы, может стать основой для новой терапии

Иммунный ответ на инфекцию всегда подразумевает тонкий баланс – необходима достаточная активность, чтобы избавиться от вирусов или бактерий, но при этом важно «не переборщить» с коллатеральной активностью к собственным клеткам и тканям.

Макрофаги представляют собой иммунные клетки, которые находятся на основном фронте борьбы с инфекцией. Понимание деятельности этих клеток является ключевым в поиске баланса иммунной активности, особенно в случае чрезмерно выраженных воспалительных реакций, например, при сепсисе, колите или аутоиммунных заболеваниях.

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences Калифорнийского университета опубликована работа, посвященная молекуле Girdin (GIV), тормозящей активность макрофагов.

В ходе эксперимента на мышиной модели, в котором ученые отключили ген GIV у макрофагов, иммунная система сразу же крайне остро реагировала даже на небольшое количество антигена бактерий или бактериальных токсинов. Мыши, у макрофагов которых был «отключен» GIV, при течении колита и сепсиса характеризовались значительно более плохими исходами по сравнению с нормальными мышами.

Также исследователи разработали пептид, мимикрирующий под GIV и имеющий возможность «выключать» макрофаги при определенных стимулах. Лечение GIV-пептидами значительно снижало интенсивность иммунного ответа.

В работе было показано, что молекула GIV взаимодействует с молекулой толл-подобных рецепторов 4 (Toll-like receptor 4, TLR4). Эти рецепторы располагаются в клеточной мембране и имеют концы, открывающиеся кнутри и кнаружи от клетки. Основная роль TLR4 заключается в поиске патогенов (снаружи клетки) и активации иммунных каскадов (внутри клетки).

Молекула GIV может стать потенциально новым терапевтическим средством для регуляции активности иммунной системы.

Команда ученых планирует дальше изучать особенности работы гена GIV и его взаимосвязи с макрофагами.

Источник: http://dx.doi.org/10.1073/pnas.2011667117