Ведение онкологических больных с опухолями головы и шеи: важность преабилитации



Злокачественные опухоли органов головы и шеи – достаточно распространенный вид рака: 800 тысяч случаев в год по всему миру. Это 6-е место в ряду онкологических заболеваний1.

Нутритивная недостаточность до начала лечения опухолей головы и шеи является одним из основных осложнений заболевания. И очень часто эта проблема мешает любому врачу-радиотерапевту применять высокоэффективные, но при этом высокоагрессивные методы лечения.

«Многие пациенты не решаются на операцию, и как альтернативу рассматривают химиолучевое лечение. Но зачастую с чем сталкиваются радиотерапевты – полное отсутствие преабилитации как этапа подготовки к высокоагрессивному лечению. И в таких случаях перед нами стоит задача – максимально исключить факторы риска срыва программы противоопухолевой терапии, которые присутствуют у пациента перед началом лечения», – рассказала врач-онколог Оксана Хлебникова на V Ежегодной научно-практической конференции «Онкология будущего».

По словам врача, к таким факторам относятся:

  1. Пациент, его коморбидный фон, вредные привычки. Чаще всего это плохо компенсированные (по сопутствующим заболеваниям) пациенты, старше 60 лет и вредными привычками (курением в первую очередь).
  2. Сама болезнь и ее характеристики. Обычно это опухоль полости рта и ротоглотки, которая носит зачастую местнораспространенный характер. Очень часто пациенты обращаются тогда, когда болезнь мешает им нормально жить и питаться.
  3. И, конечно, это лечение и его характеристики. В частности, химиолучевая терапия – использование высоких доз цитостатиков, а также предшествующие ей индукционные курсы химиотерапии, которые обычно ухудшают общее состояние пациента.

Принимая все это во внимание, врачи стараются персонализировать поддержку этой категории пациентов на всех этапах лечения, реабилитации. Недавний клинический случай, который привела в пример специалист, пациент – мужчина 69 лет с местнораспространенным раком ротоглотки с T3N2M0. HPV-ассоциированная опухоль с дисфагией 2 степени и быстропрогрессирующей потерей веса – 13 килограммов за 2 месяца. Три балла по шкале NRS-2002 по заключению диетолога. Несмотря на возраст и имеющиеся сопутствующие патологии, у больного не было противопоказаний для проведения химиолучевого лечения по радикальной программе, но в хирургическом лечении пациенту отказали, сообщила Оксана Хлебникова.

Читайте також:  Лейшманиоз у больных ВИЧ-инфекцией: трудности диагностики и лечения

Преабилитация и лечение пациента проходили на фоне коррекции нутритивного статуса, наложением малоинвазивной гастростомы, PICC-line. Программа химиолучевой терапии осуществлялась с применением высокодозного цисплатина, после чего больного выписали домой с рекомендациями по реабилитации в амбулаторных условиях. На этапе противоопухолевого лечения специалисты продолжили сопроводительную терапию, коррекцию нутритивного статуса с учетом индивидуальных потребностей больного. В этот период клинические проявления болезни ушли на второй план, на четвертой неделе, но появились признаки лучевого мукозита. В этот период пациент питался только через гастростому, стараясь сохранять глотательные движения через рот – глотать получалось не более 300 мл/сутки. В результате двухмесячной госпитализации пациент потерял 7 кг (1 степень).

На второй этап реабилитации больной отправился домой с подробными рекомендациями от врачей онкодиспансера, но вернулся через неделю: онколог по месту жительства не смог разобраться в ситуации. Второй этап реабилитации длился 7 дней: пациент проходил дезинтоксикационную терапию, коррекцию нутритивного статуса, после чего вновь отправился домой. Через полтора месяца при контрольном КТ органов головы и шеи, повторной биопсии – полный регресс опухолевого процесса. При этом удалось полностью восстановить нормальную физическую активность, стабилизировать потерю массы тела (набор массы + 6 кг) и прием пищи через рот, выполнено удаление гастростомической трубки.

Таким образом, нутритивная поддержка у пациентов с опухолями головы и шеи – это обязательный компонент лечения. Реабилитация таких больных должна начинаться еще до госпитализации и проводиться после окончания лечения не менее 6 месяцев, полагает онколог.

При наложении превентивных гастростом следует помнить о факторе времени: четкое понимание нужд пациента и срок коррекции нутритивного статуса, когда пассаж пищи через рот невозможен по принципу: Не может, Не должен, Не хочет.

«Большое значение имеет и преабилитация, которая обязательно должна проводиться с момента постановки диагноза. Обычно, у данной категории пациентов – это целый комплекс упражнений, направленных на сохранение глотательной функции после лечения; ЛФК – повышение общей выносливости организма. Так же мониторинг нутритивной недостаточности с максимальной коррекцией до лечения, во время и после него. Это также программы по прекращению курения для достижения лучших результатов. Но не все пациенты даже при тяжелых состояниях готовы отказаться от курения. Пациентам, которые не отказываются от курения, можно предложить альтернативные средства доставки никотина, например, электронные системы доставки никотина: при их использовании не выделяется токсичный дым, отсутствует процесс горения табака, а температура образующегося аэрозоля в них менее 350 градусов 2», – рассказала Оксана Хлебникова.

Читайте також:  Зеленый чай может снизить риск смерти на 76%

И, конечно, это работа медицинских психологов не только с пациентом, но и с его родственниками: обычно они гораздо тяжелее переносят лечение в психоэмоциональном плане, чем сами пациенты, заключила врач-онколог.


1  https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fonc.2020.01701/full#B1
2  https://harmreduction.org/about-us/principles-of-harm-reduction/

По теме: ( из рубрики Статьи )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

одиннадцать − 11 =

Top