27061 Высокая эффективность CRISPR/Cas9 против агрессивных типов рака

Высокая эффективность CRISPR/Cas9 против агрессивных типов рака

Группа ученых из Тель-Авива продемонстрировала высокую эффективность системы CRISPR/Cas9 в борьбе против агрессивных типов рака. Система, названная CRISPR-LNPs, содержит мессенджерные РНК (мРНК), которые кодируют фермент Cas9, работающий по принципу ножниц, разрезающих цепь ДНК.

Работа опубликована в журнале Science Advances.

«Это первое исследование, доказывающее эффективность технологии редактирования генома CRISPR в лечении онкологических заболеваний на животных моделях», – рассказывает один из авторов работы. «Важно понимать, что разработанная технология не имеет ничего общего с химиотерапией. В теории у этого метода нет побочных эффектов и раковым клеткам крайне сложно выработать резистентность к нему. Молекулярные ножницы Cas9 разрезают ДНК злокачественных клеток, тем самым нейтрализуя их и перманентно предотвращая последующую репликацию».

В своем эксперименте команда ученых выбрала одни из самых злокачественных типов новообразований – глиобластому и метастатический рак яичников. Глиобластома является самым агрессивным типом рака мозга с 5-летней выживаемостью около 3%. Всего один курс лечения с CRISPR-LNPs удваивал ожидаемую продолжительность жизни у мышей с глиобластомой, улучшая показатели выживаемости до 30%.

Рак яичников – самый летальный тип рака женской репродуктивной системы. У большинства пациенток диагноз устанавливается на поздних стадиях, когда уже присутствуют отдаленные метастазы. Несмотря на определенный прогресс в лечении заболевания, выживает только треть пациенток. Использование CRISPR-LNPs при метастатической форме рака яичников увеличивало общую выживаемость на 80%.

CRISPR произвела революцию в мире молекулярной биологии, а ее первые авторы получили Нобелевскую премию по химии в 2020 году. Хотя с технологией проводится огромное количество экспериментов, лишь малая часть получает возможность быть использованными в клинической практике. В актуальной работе был показан успех CRISPR/Cas9 в лечении агрессивных типов рака, что должно вдохновить других исследователей на лечение остальных онкологических и генетических заболеваний.